Евангелие от Матфея, Глава 5, стихи 33-41.
Gospel of Matthew, Chapter 5, verses 33-41.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
33 Again you have heard what was said to the ancients: Do not break your oath, but fulfill your oaths to the Lord.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
34 But I say to you: do not swear at all: not by heaven, for it is the throne of God;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
35 nor by the earth, for it is His footstool; nor by Jerusalem, because it is the city of the great King;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
36 Do not swear by your head, because you cannot make a single hair white or black.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
37 But let your word be: yea, yea; no no; and anything beyond this is from the evil one.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
38 You have heard that it was said: an eye for an eye and a tooth for a tooth.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
39 But I say to you: do not resist evil. But whoever strikes you on your right cheek, turn the other also to him;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
40 And whoever wants to sue you and take your shirt, give him your outer garment too;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
41 And whoever forces you to go one mile with him, go with him two miles.
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.
Hieromonk Feoktist Igumnov comments.
Слова Господа Иисуса Христа о непротивлении злу силой, возможно, одни из самых часто цитируемых евангельских слов. Даже люди, которые никогда не читали Евангелие где-то когда-то слышали, что христианский закон повелевает при ударе в правую щеку подставлять ещё и левую. Для людей далёких от христианства или для людей, которые не понимают и не принимают христианства, эти слова Христа звучат как призыв к действию, как призыв к проверке: если я буду вас бить, то будете ли вы молчать и подставлять вторую щеку?
The words of the Lord Jesus Christ about non-resistance to evil by force are perhaps one of the most frequently quoted words of the Gospel. Even people who have never read the Gospel somewhere once heard that Christian law commands that when struck on the right cheek, one should also present the left one. For people who are far from Christianity or for people who do not understand and do not accept Christianity, these words of Christ sound like a call to action, like a call to test: if I beat you, will you remain silent and turn the other cheek?
Если нет, то вы не христиане, а всего лишь лицемеры. Вот только мало кто задумывался каким именно образом правша, коих статистическое большинство, может нанести удар в правую щеку стоящего перед ним человека. Конечно, если человек занимается боксом, то для него это не составит труда. Но, все же, боксёров не так много и вряд ли они были среди непосредственных слушателей Христа. Впрочем, ещё древние церковные писатели обращали внимание на эту, казалось бы, странность. И они сделали вывод, что речь идёт об ударе наотмашь тыльной стороной ладони, не столько сильном, сколько оскорбительном. Или, другими словами, о пощёчине. То есть в целом Христос говорит не об избиении и физическом насилии, а о нанесении личного оскорбления. И это очень важный момент. Потому что зачастую Христовы слова о непротивлении злу понимают не в том смысле, который в них вложил Сам Христос Господь. Ведь мы помним, что получив удар по щеке на допросе у первосвященника Анны, Христос не стал подставлять другую щеку, но Он восстал против причинённого зла. И в тот момент Христос не противоречил Сам Себе. В этом долг каждого христианина — бороться со злом, восставать против зла. Бороться именно со злом, а не с нанесёнными нам лично оскорблениями. Потому что тот, кто обижает и оскорбляет — совершает грех и если кто противится обижающему, то совершает точно такой же грех, потому что тоже стремится обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом. Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или же совершенно невозможно.
If not, then you are not Christians, but just hypocrites. But few people have thought about exactly how a right-handed person, of whom the statistical majority is, can strike the right cheek of the person standing in front of him. Of course, if a person practices boxing, then this will not be difficult for him. But, nevertheless, there are not so many boxers and it is unlikely that they were among the direct listeners of Christ. However, even ancient church writers paid attention to this seemingly oddity. And they concluded that we were talking about a backhand blow, not so much strong as offensive. Or, in other words, about a slap in the face. That is, in general, Christ is not talking about beatings and physical violence, but about causing personal insult. And this is a very important point. Because often Christ’s words about non-resistance to evil are not understood in the sense that Christ the Lord Himself put into them. After all, we remember that having received a blow on the cheek during interrogation by the high priest Anna, Christ did not turn the other cheek, but He rebelled against the evil inflicted. And at that moment Christ did not contradict Himself. This is the duty of every Christian - to fight evil, to rebel against evil. To fight precisely evil, and not the insults inflicted on us personally. Because the one who offends and insults commits a sin, and if someone resists the offender, then he commits exactly the same sin, because he also seeks to offend. He who does not resist is free from sin and therefore justified by God. This should and always has great practical significance, because in such cases God Himself is the avenger of the guilty and the protector of the innocent and defeats evil, with which it is difficult or completely impossible for an individual to fight.
Радио ВЕРА - Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9.
Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 7-11. о. Павел Великанов
Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26. о. Павел Великанов
Радио ВЕРА - Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 24-34. Павел Великанов
Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47, Глава 21, стихи 1-4.
Все тексты Радио ВЕРА >>>