«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
"Pictures from the exhibition" - the cycle of piano plays of the Russian composer Modest Petrovich Musorgsky. Written in 1874 in memory of the Mussorgsky, artist and architect Victor Gartman.
Пьесы
Pieces
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе.
"Pictures from the exhibition" - a bright sample of software music with its own characteristics. It is in the original way the pictures from real life with fabulous fiction and images of the past are combined. Pieces "Pictures" are associated with each other to the intermedia "Walk" depicting the passage of the Mussorgsky ("My physiognomy in the Intermones is visible") along the gallery and the transition from the picture to the picture. Such topics and the construction of the cycle are unique in classical musical literature.
Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако, инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». С помощью одного лишь фортепиано автор применяет выработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями[11]. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана.
Mussorgsky, according to contemporaries, was an excellent pianist, literally fascinated listeners, sitting down for the tool, and could depict anything. However, he wrote to the instrumental music relatively little, most of all attracted his opera. The opera thinking penetrated into the "pictures", and they are perceived as a musical "theater of one actor." With the help of one piano, the author applies the techniques of intonation dramaturgy produced by them, dynamizes the figurative development of music by bold opposition, sudden contrasts, unexpected thematic transformations [11]. Mussorgsky puts the task of creating a psychological portrait, penetration into the depths of his characters, which fundamentally distinguishes his work from ordinary sketches of Gatman.
Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.
The author gave the names of the plays in a particular language, depending on the subject; For each play, well-established Russian names are also.
Promenade (фр. Прогулка). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года».) У пьесы переменный размер — 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки — но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты.
PROMENADE (FR. Walk). Si-Farol Major. The topic of this play is repeated throughout the cycle several times. It resembles Russian folk sneakers: the melody begins in one voice ("Spelling") and picked up by the "chorus". In the melody itself, a five-simple way for folk songs - Pentatonics, she sounds in the range of a low female voice, as if imitating the People's Maneru. (The same structure has melodies, for example, in the plays of the Tchaikovsky "July" and "November" from the "Seasons" cycle.) The play is variable size - 5/4 and 6/4 through the beat, the free rhythm of the disintegration "does not fit" in The scheme of rhythmic patterns of Western classical music - but alternating size is very approximately reflecting the alternation of strong and weaknakes: the start of melodic phrases go every time on different stakes of the tact. Everything in this play is a melody, tonality, rhythm, pace - works to create a sensation of light, expanse and spiritual purity.
В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.
In this topic, Mussorgsky simultaneously depicted himself, moving from the picture to the picture: "My physiognomy in the Intermediates is visible," he wrote Stasov. Melodic line in most intermenids is played hardly, in which it sometimes see the imitation of the author's gait.
Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы.
The topic "Walks" in the nameless intermenids varies, showing the change in the mood of the author; The tonality also changes, modulation preparing the listener to the next play. Initially, the intermediate sounds in every interval, then more and less often, as if the viewer is more immersed in the paintings and less draws attention to the transitions.
Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо[12]. Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой
Interestingly, the Mussorgsky himself in letters to friends called the play "pictures" by the word intermezzo, considering, apparently, the "walk" of the leading theme and the Tracting Form as Rondo [12]. Because of this building, the "pictures" is sometimes called Rondo Sitoy
Модест Петрович Мусоргский - Победихом, посрамихом...
Модест Петрович Мусоргский - Прогулка
Модест Петрович Мусоргский - Козел
Модест Петрович Мусоргский - Песни и Пляски Смерти - 3. Трепак
Модест Петрович Мусоргский - Песни и пляски смерти 4. Полководец
Все тексты Модест Петрович Мусоргский >>>