Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 18-22.
The main fruit is, of course, faith. It is not a formal permission to exist, given by our grace - but faith as a special mood of all life, a special tonality that distinguishes the people of God from the people of this age. Faith is a constant dialogue, constant communication between a person and a creator. Anyone who believes so knows about two very important things. The first is that faith is dynamic, changing. In principle, there is nothing wrong with this - but if you do not care about the support of the light of faith, he can even fade and the abyss. The second is in order to constantly adjust the soul to the tonality of faith, a tuning fork is necessary - a pure sound, a standard - which for a Christian is primarily participation in the Divine Liturgy, the communion of the holy of Christ the mysties. Also, like the student, every year of classes begins to discover all the greater depths in music, hear new voices, to catch previously inaccessible intonations - in life in life, there is a constant renewal of our spiritual hearing. But if the falsehood, which until recently cut the rumor, from which we used to turn away immediately, today no longer causes any embarrassment in the soul - there is an occasion to think seriously: is this the fruit of our Christianity that our heavenly gentleman expects us?
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
Comments the priest Dmitry Baritsky.
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
C?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;
22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
История с проклятием смоковницы кому-то может показаться жестокой. Для того, чтобы понять, почему это не так, надо вспомнить, в какой момент всё это происходит: Христос вместе с учениками возвращаются в Иерусалим из Вифании, где ночевали. Это – последние дни – если не часы! – которые остаются до ареста и смертного приговора. Все разговоры, все притчи, которые говорит Иисус в это время, посвящены одному: избранный народ оказался недостойным, Божий виноградник был хищнически присвоен, и дело Божие находится в полном небрежении. Смоковница – образ всего еврейского народа, которому было дано Божественное откровение, подлинное знание о Боге, заповеди о праведной жизни – и всё это предполагало обильное плодоношение. Все условия для этого были созданы. Однако при всей пышности внешних ритуалов и обычаев, которыми столь была насыщена жизнь иудеев, реальных плодов не оказалось: вместо принятия Мессии, Его отвергают, ненавидят и выискивают любой повод, чтобы предать смерти.
Итак, первый урок, предложенный ученикам – если дерево, предназначенное для плодов, не приносит урожай – оно погибнет. Вне зависимости от того, насколько обильна его листва и красива крона. Нет плодов – нет и смысла от его листвы: бесплодное дерево только зря занимает место.
Но есть еще и второй урок, преподанный Спасителем в очень деликатной форме. Ещё совсем немного – и ученики увидят своего Наставника преданным, арестованным, опозоренным, избитым и униженным. В их глазах всё это будет полным безумием и несправедливостью. И чтобы предохранить их от впадения в отчаяние и неверие, Христос заранее показывает Свою силу и власть: смотрите, одного Моего слова достаточно, чтобы смоковница тотчас иссохла. Всё, что будет со Мной происходить – будет не потому, что Я бессилен, ничего не могу сделать, остановить это явное беззаконие. Я сознательно и свободно подчиняюсь этому злу – чтобы его победить в самом корне и полностью истребить. В этом – Моя главная миссия.
Но вернёмся к образу бесплодной смоковницы. Для внешнего человека Церковь зачастую воспринимается как огромный музей вещей загадочных, таинственных, духовных. И действительно: такого богатства ритуала, торжественности богослужений, множества направлений церковных искусств, как в Православии, нигде не встретишь. И легко может показаться, что всё это – и есть самое существо православной веры. Нередко даже человек глубоко воцерковлённый, «со стажем», находится под сильным очарованием от нашего церковного благолепия. Однако всё это – и стройность богослужебных чинов, и вдохновенные лики на иконах, и за душу берущее пение хора, и мудрые слова священника с амвона – не более чем пышные листья на нашей смоковнице. Их действительно много, они и вправду прекрасны. Но если немного выйти из-под эстетического очарования, становится очевидно: всё это важно лишь постольку, поскольку помогает появляться плодам. Что же это за плоды – ради которых наша смоковница – Церковь – всё ещё растёт в Божественном саду?
Главный плод – это, конечно же, вера. Не формальное разрешение Богу существовать, выданное по нашей милости – а вера как особый настрой всей жизни, особая тональность, которая и отличает людей Божиих от людей века сего. Вера – это постоянный диалог, постоянное общение между человеком и Творцом. Тот, кто так верит, знает о двух очень важных вещах. Первое – это то, что вера – состояние динамическое, изменяющееся. В принципе, в этом нет ничего страшного – но если не заботиться о поддержке огонька веры, он может и вообще затухнуть и пропасть. Второе – для того, чтобы душу постоянно подстраивать на тональность веры, необходим камертон – чистый звук, эталон – которым для христианина является прежде всего участие в Божественной Литургии, причащение Святых Христовых Таин. Также, как и ученик с каждым годом занятий начинает открывать для себя всё большие глубины в музыке, слышать новые голоса, улавливать прежде недоступные интонации – также и в жизни по вере происходит постоянное обновление нашего духовного слуха. Но если фальшь, которая ещё недавно резала слух, от которой мы раньше сразу же отворачивались, сегодня уже не вызывает никакого смущения в душе – есть повод серьезно задуматься: таков ли плод нашего христианства, которого ждёт от нас наш Небесный Господин?
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Со?
Радио ВЕРА - Евангелие от Матфея, Глава 17, стихи 1-9.
Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 7-11. о. Павел Великанов
Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26. о. Павел Великанов
Радио ВЕРА - Евангелие от Марка, Глава 5, стихи 24-34. Павел Великанов
Радио ВЕРА - Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 45-47, Глава 21, стихи 1-4.
Все тексты Радио ВЕРА >>>