Начало фантазии — тихие протяженные аккорды духовых, колышущееся движение струнных divisi — это картина спокойного, но полного скрытой могучей силы моря. У валторн появляется мелодия, широко раскинувшаяся, с фанфарными оборотами — тема корабля, устремленного к своей цели. Но вот вступают другие фанфары, призывные, заклинающие. Все более взволнованным, возбужденным становится движение, приводящее к торжественному хоралу — образу могущественного волшебника. Следующий эпизод — буря. В мощном звучании tutti выделяются взлетающие ходы струнных, свистящие хроматические пассажи флейт, грохот ударных инструментов. Постепенно буря утихает, слышится лишь затихающий, как бы вдали, протяженный тон у валторны. И виолончели, почти в одиночестве (их сопровождает только двухголосие фаготов), запевают нежную выразительную тему любви Миранды и Фернандо. Дальше два эпизода рисуют Ариэля — легкой, мелькающей в разных регистрах, словно ускользающей мелодией, и Калибана, страшного сына темных сил, — резкими, угловатыми ходами с характерными скачками на большую септиму, акцентированием каждого звука, преобладанием фортиссимо. Но возвращается тема любви, более насыщенная, чем в первом своем появлении, в звучании всей струнной группы. Ее течение приводит к апофеозу, торжеству всепоглощающего чувства. Возвращаются фанфары заклинания Просперо и его хорал. Но теперь его музыка постепенно утихает, исчезает, уступая место картине спокойного, безмятежного моря.
The beginning of the fantasy - quiet extended chords of the winds, the swaying movement of the strings divisi - is a picture of a calm, but full of hidden mighty power of the sea. The horns appear with a wide-ranging melody, with fanfare turns - the theme of a ship rushing towards its goal. But then another fanfare enters, inviting, invoking. The movement becomes more and more excited, leading to a solemn chorale - the image of a powerful wizard. The next episode is a storm. The powerful sound of tutti highlights the soaring passages of strings, whistling chromatic passages of flutes, and the roar of percussion instruments. Gradually the storm subsides, only the extended tone of the horn can be heard fading away, as if in the distance. And the cellos, almost alone (they are accompanied only by the two-voice bassoons), sing the tender expressive theme of the love of Miranda and Fernando. Further two episodes depict Ariel - light, flickering in different registers, like an elusive melody, and Caliban, the terrible son of dark forces - with sharp, angular moves with characteristic leaps to a major seventh, accentuation of each sound, and a predominance of fortissimo. But the theme of love returns, more intense than in its first appearance, in the sound of the entire string group. Its course leads to apotheosis, the triumph of an all-consuming feeling. The fanfare of Prospero's spell and his chorale return. But now his music gradually fades away, disappears, giving way to a picture of a calm, serene sea.
Чайковский Петр Ильич - Сентиментальный вальс
Чайковский Петр Ильич - Времена года - Сентябрь
Чайковский Петр Ильич - ПОКАЯННАЯ МОЛИТВА О РУСИ
Чайковский Петр Ильич - Щелкунчик, Соч. 71, 1. Украшение и зажигание елки
Чайковский Петр Ильич - - Опера Иоланта
Все тексты Чайковский Петр Ильич >>>