Joe King Oliver - West End Blues 1928 - текст песни, слова, перевод, видео

Исполнитель: Joe King Oliver

Название песни: West End Blues 1928

Дата добавления: 09.07.2021 | 16:30:03

Просмотров: 4

0 - текст верный

0 - текст неверный

Ознакомьтесь с текстом песни Joe King Oliver - West End Blues 1928

Среди остальных записей музыканта выделяется «West End Blues» 1928 года. «Многие историки раннего джаза считают ее величайшим произведением, — пишет Д. Коллиер. — Оно открывается длинной бравурной каденцией Армстронга, которая уже сама по себе могла бы сделать грамзапись бессмертной. Небольшие сольные фразы, колебания и ускорения создают впечатление, что с нами разговаривает человек. В музыке слышится спокойствие, даже смирение; последующее соло на тромбоне не играет особой роли и не нарушает общего настроения. Затем следует хорус типа «вопрос — ответ» между кларнетом и пением Армстронга в чуть ускоренном темпе. Армстронг здесь отказывается от хриплых, гортанных звуков, характерных для его пения. Следует соло на фортепиано, а далее Армстронг приступает к последнему хорусу тоном, выдерживаемым в течение полных четырех тактов. Напряжение нарастает и наконец прерывается стремительно ниспадающей фигурой, повторенной пять раз, — это кульминация пьесы. Затем фортепиано делает паузу, и Армстронг заканчивает пьесу простой, затухающей кодой, которая восстанавливает начальное настроение».
Among the other records of the musician allocated "West End Blues" of 1928. "Many historians of early jazz consider her the greatest work," writes D. Collier. - It opens with a long brighted cadence of Armstrong, which herself could have made a gram of immortal. Small solo phrases, oscillations and accelerations create the impression that a person is talking to us. Music hears peace of mind, even humility; The subsequent solo on Trombone does not play a special role and does not violate the general mood. Then the chorus of the type "Question is the answer" between the clarinet and the singing Armstrong in a slightly accelerated pace. Armstrong refuses the hoarse, gentle sounds characteristic of his singing. It should be solo on the piano, and then Armstrong starts the last chorus tone, withstanding for the full four cycles. The voltage increases and is finally interrupted by a rapidly falling figure, repeated five times, is the climax of the play. Then the piano takes a pause, and Armstrong ends the play with a simple, fading code that restores the initial mood. "