«Иоланта» — последняя опера Чайковского. В 1884 году композитор прочел перевод одноактной драмы в стихах датского писателя Генрика Герца (1798—1870) «Дочь короля Рене» (1845) и пленился оригинальностью, поэтичностью сюжета. Внимание композитора отвлекла работа над другими произведениями, и лишь в 1891 году он приступил к сочинению «Иоланты». Брату композитора М. И. Чайковскому (1850—1916) было заказано либретто по драме Герца в переделке В. Зотова (в этой переделке названная драма была поставлена в 1888 году на сцене московского Малого театра). Работа началась 10 июля, к 4 сентября вся музыка была написана, а в декабре закончена оркестровка. Первое представление оперы (вместе с балетом «Щелкунчик»), состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре.
Iolanta is the last Opera Tchaikovsky. In 1884, the composer read the translation of the one-act drama in the verses of the Danish writer Herrik Hertz (1798-1870) "Daughter of King Rene" (1845) and captured the originality, the poetch of the plot. The composer's attention was distracted by work on other works, and only in 1891 he began to compose "Iolanta". The brother of the composer M. I. Tchaikovsky (1850-1916) was ordered by the libretto on the drama Hertz in the alteration of V. Zotov (in this alteration, the questioned drama was delivered in 1888 on the stage of the Moscow Small Theater). The work began on July 10, by September 4, all the music was written, and the orchestration was completed in December. The first submission of the opera (along with the ballet "Nutcracker"), held 6 (18) December 1892 at the St. Petersburg Mariinsky Theater.
Трогательная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключает в себе большую гуманистическую мысль. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, становится символом душевной слепоты, являющейся для близких ей людей источником глубокого горя. Только любовь и сострадание зажигают в сердце Иоланты страстное желание увидеть мир, рождают готовность к самопожертвованию и мужество вынести муки, ценой которых она сможет прозреть.
The touching story of the blind Iolanta, healed thanks to love, concludes a large humanistic thought. The eternal darkness, in which he serenely and calmly lives, who does not suspect his misfortune, the daughter of King Rene, becomes a symbol of spiritual blindness, which is for people close to her the source of deep grief. Only love and compassion ignite in the heart of Iolants a passionate desire to see the world, give rise to the readiness for self-sacrifice and the courage to endure flour, the price of which she can overlook.
Опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающей лучшие стороны человеческой души, несущей с собой свет познания, наслаждение красотой и счастье.
The opera is perceived as an enthusiastic, radiant hymn of love, which opens the best sides of the human soul, carrying the light of knowledge, enjoying beauty and happiness.
П.И.Чайковский - Старинная французская песенка. Песня о счастье
П.И.Чайковский - Дуэт Иоланты и Водемона
П.И.Чайковский - Корольки
П.И.Чайковский - Святый Боже
П.И.Чайковский - Романс Он так меня любил
Все тексты П.И.Чайковский >>>